Корзина
200 отзывов
Надежный продавец Prom.ua
ТОВ "ТМ АГРОЗАП"
+380971767377
+380509868988
+380443317286

Автомобиль ЗИС-42 – легендарный тягач Великой отечественной войны

Автомобиль ЗИС-42 – легендарный тягач Великой отечественной войны
Уже с первых месяцев начала Великой отечественной войны стало понятно, что Красная Армия испытывает катастрофический дефицит в быстроходных артиллерийских тягачах. Поэтому была поставлена задача по созданию нового вездехода на базе трёхтонника ЗИС-5.

23.04.18

Автомобиль ЗИС-42 – легендарный тягач Великой отечественной войны

Уже с первых месяцев начала Великой отечественной войны стало понятно, что Красная Армия испытывает катастрофический дефицит не только в мощных, но и в быстроходных артиллерийских тягачах. Поэтому правительством немедленно была поставлена задача по созданию нового вездехода на базе трёхтонника ЗИС-5.

Требование правительства было успешно выполнено Московским автозаводом им. И.В. Сталина, который в 1942 году выпустил полугусеничный тягач ЗИС-42. В процессе заводских испытаний было доказано, что новая машина имеет отличную проходимость не только по болотам, но и по грязи и снегу. Первое, на что стоит обратить внимание – это необычные гусеничные движители. Они устанавливались на задний мост. Переднее колесо заднего моста, вращаемое цепью Галя (роликовая цепь от уст. англ. Galls chain), было ведущим.

Для движения по снегу или болоту на передние колёса надевались специальные широкие лыжи. Деревянная кабина и простые квадратные крылья, присущие военному ЗИС-5В «перекочевали» на ЗИС-42. Перед радиатором ставилась решётка, двигатель защищался поддоном, а кузов всегда покрывался брезентовым тентом.

Под капотом устанавливался усиленный шестицилиндровый двигатель от автобуса ЗИС-16 с нижним расположением клапанов, который развивал мощность в 84 л/с. Кабина была стандартной для того времени: «интерьер» от обычного ЗИС-5В. Стартер запускается напольной кнопкой, а двигатель запускается и работает удивительно, для того времени, ровно.

По хорошей дороге машина идёт и управляется довольно легко, а скорость развивает до 40 км/час. На лесной, просёлочной или прифронтовой дороге автомобиль ЗИС-42 «трясёт» намного меньше, чем обычные колёсные машины, благодаря заднему гусеничному мосту, но скорость движения составляет не более 20 км/час.

Эта легендарная машина могла «карабкаться» на 30-ти градусный подъём, переезжать окопы, преодолевать броды более полуметра. В то время, конечно, никого не смущал расход бензина, который составлял от 60 до 100 литров на сто километров.

Основной проблемой новой машины стала ненадёжность движителей: ломались редукторы, рвались цепи, соскакивали гусеницы, а грузоподъёмность оставляла желать лучшего – всего около 2 тонн. За четыре года было выпущено около 6 тысяч ЗИС-42 и до 50-х годов они исправно «служили» в армии, а потом были списаны или переделаны в обычные ЗИС-5. В народном хозяйстве ЗИС-42 не было, поэтому, несмотря на массовый выпуск, несколько десятилетий эта модель считалась безвозвратно утерянной для истории.

Традиционное восхищение вызывала способность советских конструкторов в короткие сроки и малыми средствами выходить из сложных ситуаций. Одним из таких примеров может служить ЗИС-42, который прошёл всю войну и стал легендой отечественного автомобилестроения.

Предыдущие статьи